Русский язык в школах с казахским языком обучения

 

К. Ж. Ахмедьяров, д.ф.н., профессор

В. Г. Салагаев, к.ф.н., профессор

        Опыт участия в Международных олимпиадах школьников по русскому языку в г. Москве и г. Ереване, а также ежегодная практика проведения республиканской олимпиады подтверждает рациональность текстоцентричной формы контроля знаний, речевых навыков и умений участников: «языковая личность - это личность, проявляющая себя в речевой деятельности, личность во всей совокупности производимых и потребляемых ею текстов» (Д.Гудков). Н. А. Ипполитова, автор учебного пособия «Текст в системе обучения русскому языку в школе» - М.Флинта. Наука, 1998 - говорит о необходимости подведения каждого ученика в процессе обучения русскому языку к тексту. 

В частности, ученый-практик особенно актуализирует следующие мысли: 1) познание языковых явлении на уроках русского языка не может стать самоцелью; оно должно вывести учащихся на новый уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, правильному, умелому использованию различных средств языка при решении соответствующих коммуникативных задач; 2) учащиеся часто беспомощны в решении даже элементарных задач речевого (коммуникативного) характера; образно говоря, ребята уподобляются в данном случае «строителям», которые знают, из чего строить, знакомы с возможностями и особенностями всех строительных материалов, но построить из них ничего не могут, не умеют; 3) на уроках русского языка недостаточно используется текст в качестве дидактической единицы, тогда как именно текст является той структурой, той основой которая объединяет все элементы языка, все его единицы в определенную, стройную систему.

Текстоцентричная форма лингвистической подготовки обучаемых обнаруживает особую значимость и необходимость в сфере преподавания русского языка как неродного. Именно в данной сфере, где прочно утвердился коммуникативно-деятельностный метод, общение выступает как конечная цель, содержание и средство обучения: обучение общению (содержание), для общения (цель), в процессе общения (способ).

В тексте все языковые единицы представлены в естественном виде, в естественном окружении, и как лингводидактическая единица текст позволяет слить воедино важнейшие направления в изучении русского языка (здесь мы имеем ввиду школы с казахским языком обучения). Мы предлагаем избрать в качестве основного приема выявления коммуникативной компетенции участников прием воспроизводства и производства текстов. Повторяем, что выбор текста как ведущий лингводидактический единицы не исключает параллельного выявления знаний учащихся о системе и структуре языка, функциях и употреблении языковых единиц от фонемы (звука) до предложения и ССЦ.

Олимпиада по русскому языку в школах с казахским языком обучения традиционно провидится в два тура. Первый тур - «Письмо и Слушание», второй - «Чтение и Говорение». В совокупности оба тура должны актуализировать у участников все виды речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование. Выявление знаний на уровне системно-структурных особенностей русского языка должно быть отнесено ко второму туру и не ограничено программным материалом старших классов.

В первом туре. «Письмо и Слушание» предлагается выполнение письменной работы - изложения. Высшая оценка данного тура - 50 баллов. 25 баллов за воспроизведение текста и 25 баллов за грамотное изложения текста. Обязательные требования к работам тура: минимум орфографических и пунктуационных ошибок, чистота, отсутствие исправлений.

В тур «Чтение и Говорение» рекомендуем включать следующие задания:

  1. чтение текста с последующим выявлением его смысловой структуры, обязательное составление плана текста;

  2. пересказ текста, выявление стиля и типа текста (художественное описание, научное повествование или публицистическое рассуждение, краткий комментарий к наблюдениям);

  3. выявление знаний на уровне литературной нормы по схеме: разговорное - нейтральное - книжное;

  4. описание на материале текста системно-структурных особенностей русского языка;

  5. чтение наизусть любимого произведения.

Каждое задание данного тура оценивается от 0 до 10 баллов. Максимальное количество баллов за второй тур - 50.

Критерии, по которым должны оцениваться ответы тура «Чтение и Говорение»:

  1. выразительное чтение, квалифицированное толкование смысла текста, обоснованное вычленение ключевых слов и словосочетаний в тексте, определение конкретных функции опорных слов и словосочетаний, свой вариант заглавия;

  2. богатство и чистота словарного запаса учащегося, точность выбора слова, варьирование моделей предложения, уместное использование лексико-грамматических средств, благозвучность;

  3. достаточное знание произносительных, лексических, грамматических, стилистических норм русского языка;

  4. содержательность знаний на уровне системно-структурных особенностей русского языка, подтвержденность характеристик языковых единиц и элементов примерами из текста;

  5. исполнительское мастерство при чтении наизусть любимого произведения.

Призерами олимпиады (школьная, районная, областная, республиканская) могут стать учащиеся, набравшие по результатам 2-х туров не менее 85 баллов. Определяется не более одного 1 места. 

ЗАДАНИЕ для тура «Письмо и Слушание»

Тексты для изложений в данном туре (во всех классах) предлагаем выбирать из произведений русских писателей XIX и XX в.в.

Задание - подробное изложение художественного текста. Перед написанием изложения важно напомнить участникам общую стилевую задачу, которую они, воссоздавая текст, решают вслед за писателем; для художественного текста это - нарисовать предметы, события, передавая определенное отношение, настроение.