Русский язык и литература


Бредихина В.П., к.ф.н., профессор
Камбарбаева Г.М., к.ф.н., профессор

 

Ежегодно в Республике Казахстан проводятся олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и литературе.

Цель проведения олимпиад различного уровня (районная, областная, республиканская) - выявление наиболее одаренных детей, владеющих навыками письменной и устной речи, умеющих не только грамотно анализировать литературное произведение, но и способных проявлять собственное литературное творчество.

Многолетний опыт проведения олимпиад показывает, что районная и областная олимпиады - важный этап в подготовке к Республиканской олимпиаде, так как по их результатам производится отбор школьников для участия в Республиканской олимпиаде.

Республиканская олимпиада проводится в два тура (2 дня).

Первый тур предполагает написание сочинения. По мнению членов жюри, представляется целесообразным предлагать 4 темы, три из которых связаны с программными произведениями и с возможной ориентацией на традиционную форму изложения: введение (постановка проблемы), основная часть с тезисами и аргументами и заключение, содержащее выводы.

Формулировки предлагаемых тем нацеливают на раскрытие творческого потенциала учащегося, они должны способствовать обнаружению индивидуального, неповторимого взгляда на те или иные явления литературы. Чтобы раскрыть тему сочинения, необходимо опираться на три основания: оно должно начинаться с постановки вопроса или проблемы (вступление), а завершаться итоговыми выводами (заключение). Движение от постановки проблемы к выводам должно определяться главной мыслью сочинения, идеей, исходящей из его основной части.

Задача пишущего при постановке проблемы - увидеть в заданной теме идею, которую следует развернуть в основной части сочинения.

Развертывание идеи сочинения требует доказательности и последовательности. Первое требование - необходимо опираться на текст анализируемого произведения; второе требование - необходимость построения системы аргументов.

Требование последовательности в сочинении есть требование связности и системности всех его элементов, при этом важно соблюдать соразмерность частей. Заключение может быть тематическим (окончательная формулировка основной идеи, ставящая точку в процессе раскрытия темы) и эмоциональным. Важно, чтобы выводы были нацелены на тему сочинения, тогда тема будет считаться раскрытой.

Для сочинений на свободную тему не существует единого жанра. Если надо рассказать о какой-либо книге или фильме, можно избрать жанр рецензии; если изложить мысли о своих желаниях, о мечте, о профессии, раздумья о любви, о чести, совести и правде и т.п., то для этого подходит жанр эссе (от фр. - опыт, набросок). Этот жанр предполагает форму свободного размышления. Здесь важно, чтобы тема действительно захватила, взволновала учащегося; при раскрытии темы необходимо насытить эссе конкретным жизненным материалом, каждое рассуждение подкрепить примером, причем неповторимо индивидуальным. В сочинениях и на свободную тему обязательно использование литературного материала по выбору школьника.

Ниже предлагается примерная тематика сочинений для учащихся старших классов:

  1. «Свобода» и «счастье» в поэзии А.С. Пушкина.

  2. Мотив дороги в поэме М.В. Гоголя «Мертвые души»

  3. В чем смысл названия романа «Отцы и дети»?

  4. Как Достоевский развенчивает теорию Раскольникова?

  5. Нужна ли человеку правда (по страницам пьесы Горького «На дне»)?

  6. Тема России в творчестве А. Блока и С. Есенина.

  7. И пробуждается поэзия во мне (Любимые страницы в русской поэзии).

  8. Жизнь скучна, когда боренья нет.

  9. Сомнение - путь к истинному знанию.

  10. И для меня милей всего на свете моя земля, моя страна и др.

 

Критерии оценки письменной работы.

  1. Грамотность (наличие ошибок орфографических, пунктуационных, стилистических).- 20 баллов

  2. Степень использования литературного материала. -10 баллов

  3. Глубина раскрытия темы и оригинальность подхода к теме. -10 баллов

  4. Логическая последовательность, соразмерность частей, убедительность выводов. – 10 баллов

Итого: за 1 тур 50 баллов максимально, при этом допускается 1 пунктуационная или 1 негрубая орфографическая ошибка; минимальное количество баллов для участия во втором туре - 25 баллов, при этом количество ошибок не должно превышать 7 (2/5, 3/4, 1/6).

Если в сочинении свыше 7 ошибок, даже при отличном содержании, учащийся не допускается ко 2-му туру.