География

 

О. Б. Мазбаев

Цели и задачи олимпиады 

Олимпиады являются одной из популярных форм внеурочной работы по географии, пре5дставляют собой логическое продолжение учебной деятельности школьников. Олимпиада позволяет проверить не только знания и умения по географии, но и особенно опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение учащихся к действительности. Олимпиада, воздействуя на мотивационную сферу учащихся, способствует осознанию многоаспектной ценности полученных географических знаний. К этим выводам приводят анализы ответов учащихся на вопрос: «Чем привлекает Вас олимпиада по географии?». Вот ответы некоторых учащихся: «Желанием выиграть», «Хочу себя проверить», «Интересно узнать интересные аспекты географии», «Привлекает необычная обстановка во время олимпиады». Из ответов становится ясно, что побудительным мотивом является познавательный интерес. 

Одной из особенностей олимпиад является развитие творчества учащихся. Творчеству присуща, во-первых, социальная значимость. Во-вторых, новизна. Творчество - это свобода создавать, открывать, переживать что-то новое. В-третьих, для творчества характерно самовыражение, т.е. реализация идеалов и сущностных начал личности. Кроме того, творчество связано с определенным риском, возможно", неудачей, ибо положительный результат, победа не гарантированы. Все эти специфические особенности проявляются в олимпиадах. 

В Казахстане сложился опыт проведения следующих этапов олимпиады: школьный, районный, городской, областной, республиканский. Олимпиады проводятся для учащихся VI-X1 классов, как в устной, так и в письменной форме. Перспективным видом становится заочная форма олимпиады, проводимая в ряде республик стран СНГ. 

Каждый из этапов олимпиады имеет свои цели и особые задачи. На школьном и районном турах олимпиады важно обобщить знания, развить познавательные потребности, интерес к различным областям географической науки, к жизни и творчеству выдающихся ученых-географов прошлого и современности. Решение этих задач позволит достичь целей школьной и районной олимпиады - существенная мотивация изучения географии, развитие познавательного интереса к географии, проверка полученных знаний, умений, опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности. 

Организуя городские, областные олимпиады, необходимо учитывать, что их главная цель, наряду с развитием интереса к предмету, - выявление ориентации школьников на профессии, связанные с географической наукой и практикой. Профессиональную ориентацию желательно осуществлять с учетом потребностей города и области в тех или иных профессиях, связанных с географией. Олимпиады как соревновательные формы позволяют выявить особо одаренных детей. Особую значимость эта работа приобретает на республиканском этапе. 

Особенность географических олимпиад - выявление общей географической культуры, географического мышления, ценностных ориентации, одаренности через систему творческих заданий, выходящих за рамки школьной программы, с учетом базового уровня знаний, умений, опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности. Развитие одаренности детей рассматриваются нами как приоритетная цель проведения различных олимпиад. 

Для учащихся особенно лично значимыми являются реальные проблемы!.. Это могут быть экологические, социальные, геополитические проблемы. Реальные проблемы требуют от учащихся анализа статистического, картографического материала, поиска единственного из целого ряда возможных решений. 

Содержание олимпиад разрабатывается исходя из цели каждого тура. Так, школьный и районный этапы должны содержать вопросы мотив анионного характера, предполагать персонификацию географических знаний, включать вопросы по топонимике, краеведению, отражать связь с современностью. Содержание заданий школьных и районных олимпиад должно быть ориентировано на школьную программу по географии. 

Олимпиадные задания городского и областного этапов должны отличаться от предыдущих большей прикладной направленностью -выявлением знаний и умений, связанных с научными методами исследований и довременными направлениями географической науки, проблемами области. Содержание этих туров также ориентируется на школьную программу по географии. 

Нередко олимпиады по географии посвящаются конкретным проблемам географической науки (тематические), выявлению личного отношения школьников к этим проблемам. 

Организация олимпиад 

Географическое образование, сохраняя ряд общих задач с другими дисциплинами, выполняет и уникальную функцию. География единственный учебный курс, дающий целостное представление о Земле, как о планете людей. Это в значительной степени обусловлено своеобразием географии в системе научных знаний. Имея как бы 2 направления - природное и социально-экономическое (общественное), география тесно взаимодействует с естественными, техническими и гуманитарными областями знаний. 

География формирует общую культуру, в том числе и экологическую. Географическое образование дает учащимся умение интегрировать «формацию, полученную из множества источников, умело пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой. С этим связана и особая роль географической и картографической информации. 

Основной задачей олимпиады является овладение географическими знаниями и умениями, подъем престижа и интереса к географии, пропаганда географических научных знаний и выявление одаренных детей. Вопросы и тесты составляются по двум блокам: физической, социально-экономической и политической географии. При составлении вопросов необходимо включить материалы экологического, краеведческого, туристского характера. Более 50% вопросов должны составлять материалы географии Казахстана. Принципиальная позиция при составлении вопросов и тестов сводится к тому, чтобы: 

1. дать оценку знаниям основного теоретического, а также необходимого фактического материала; 

2. выявить широту географического, туристско-краеведческого кругозора: 

3. показать умение отвечать на нестандартные вопросы.