Биология

 

Бисенбаев А.К., к.б.н., доцент

Данные методические рекомендации направлены для оказания помощи при проведении школьных и областных олимпиад, в которых мы обобщили предыдущий опыт, включая результаты Республиканских и Международных олимпиад 2000-2007 годов.

Целью биологической олимпиады является:

  • Повышение интереса школьников к глубокому овладению биологическими знаниями;

  • Выявление и поддержка учащихся, проявляющих интерес к изучению биологии, а также оказание помощи в выборе их будущей профессии;

  • Развитие творческой инициативы школьников;

 

Рекомендации по организации и проведению олимпиад

Олимпиада на всех этапах проводятся в два тура. Первый тур теоретический и второй практический. Рекомендуемая продолжительность каждой части приблизительно составляет от 2 до 4 часов. Перерыв между турами должен быть не более одного дня.

Для проведения олимпиады каждому классу отводится отдельная аудитория из расчета по одной парте каждому с целью максимальной индивидуальной работы при выполнении заданий. В аудитории может находиться два преподавателя - один преподаватель для разъяснения предложенных вопросов и второй, независимы от оргкомитета дежурный преподаватель, ответственный за соблюдения всех правил проведения олимпиады. Практический тур проводят в соответствующей лаборатории регионального вуза или, при отсутствии возможности, в кабинете биологии наиболее оснащенной необходимым оборудованием. Инструкция по выполнению работ должна быть ясно описана в самих заданиях, чтобы не было необходимости в каких-нибудь дополнительных устных инструкциях и/или объяснениях во время олимпиады.

 

Рекомендации по составлению заданий

Теоретический тур обычно включают тестовые задания. Тестовые вопросы составляются специалистами в области биологии {преподаватели биологии ВУЗ-ов и школ). Прежде чем приступить к составлению задании, будет лучше, если авторы изучат задания теоретического тура предыдущих олимпиад разного уровня (районные, областные, республиканские и международные), которые регулярно публикуются в информационно-методических сборниках «Дарын». В комплект вопросов могут включены как относительно легкие и доступные для большинства, так обязательном порядке сложные, нестандартные задания, требующие не только хороших знаний, но и способности самостоятельно делать выводы и заключения. Особенно внимание следует обратить внимание на знание и использование биологической терминологии.

Тесты должны быть сконцентрированы в объеме отдельных курсов биологии. Например, для 9 класса задания должны включать материалы начального курса: Анатомия и физиология растений, анатомия и физиология животных и биосистематика животных и растений, а для 10 класса дополнительно, часть материалов курса общей биологии (клеточная биология, метаболизм, Менделевская генетика и др., см. программу, рекомендуемую для подготовки к олимпиадам). Для учащихся 11 класса включить полную программу курса биологии.

Теоретический тест и задачи биологических олимпиад должен быть сформулирован конкретно, определенно, не должен иметь двусмысленных значений. Ответы некоторых тестовых вопросов могут быть зависимым от ответов на другие вопросы, если они находятся в определенных связях и отношениях и направлены на решение целостной биологической проблемы. По мере возможности, при составлении задач необходимо широко использовать межпредметные связи, т.е. на проверку умения ученика использовать свои знания по естественно - научным дисциплинам (математика, физика, география и др.) в решении биологических задач.

Желательно также провести практический тур. Это позволит более объективно оценить знания участников олимпиады и выявить сильнейших.

Практический тур предусматривает выполнение практической работы. В девятом классе учащиеся выполняют практические работы в кабинетах ботаники, зоологии и анатомии и физиологии человека. В 10-11 классах кабинеты ботаники и зоологии являются обязательными, два других кабинета определяются жюри районной и областной олимпиады. При необходимости жюри может внести изменения в содержание заданий. Жюри имеет право использовать предложенные задания или разработать задания для практического тура с учетом имеющегося оборудования.

Практическая часть олимпиады, как правило, включает стандартные задачи и лабораторные задания по определению наиболее распространенных семейств цветковых растений, порядка насекомых, типов, классов и отрядов различных животных и др., требующие от учеников определенных навыков работы с микроскопом и др. лабораторной техникой. Каждый участник практического тура должен быть обеспечен индивидуальным рабочим местом с необходимым набором образцов и оборудованием для выполнения работ.

Задачи можно представить на построение, заполнение и/или в виде оформленных таблиц, графиков, диаграмм, рисунков описывающих определенные биологические проблемы и/или объекты. Также, задачи могут включат элементы статистической обработки данных(арифметического среднего, процентов, среднего квадратичного отклонения, стандартной ошибки, t-теста и х -теста).