Химия

 

Бекишев К.Б., к.х.н., доцент

 

I. Общие принципы организации химических олимпиад

У нас в республике еще со времен Союза традиционно проводятся следующие этапы химических олимпиад: школьный, районный, областной и республиканский. Олимпиады городов Алматы, Астаны и объединенная олимпиада школ республиканского значения (РСФМШИ и др.) приравниваются к олимпиадам областного уровня. В настоящее время районные и областные этапы олимпиады по всем предметам проводятся соответственно в одном из районных и областных центрах, но одновременно по всем предметам как форум знаний, который обладает большим педагогическим эффектом и возможностями.

Порядок проведения всех этапов определяется "Положением о порядке проведения олимпиад по основам наук" [1], содержание которого ежегодно пересматривается, при необходимости вносятся коррективы и заново утверждается Министерством Образования и Науки РК. Поэтому работу по планированию и проведению олимпиад всех уровней следует начинать с тщательного изучения последнего варианта вышеупомянутого "Положения...". В совершенствовании "Положения..." участвуют обычно ответственные работники Министерства образования и науки РК, ответственные работники Республиканского научно-практического центра «Дарын», председатели и члены жюри по всем предметам, которые учитывают пожелания учителей и участников предыдущих олимпиад, а также опыт участия казахстанских школьников на международных олимпиадах по соответствующим предметам. Так как каждый предмет имеет свои особенности и их всех невозможно учитывать в "Положении...", дополнительно по каждому предмету разработаны методические рекомендации. Цель разработки методических рекомендации по каждому предмету - достижение единого подхода на всех этапах (районный, областной и республиканский) олимпиады и внедрение передового опыта в практику проведения предметных олимпиад.

 

II. Принципы отбора на следующий этап олимпиады

Важнейшим принципом является принцип отбора детей на следующий этап олимпиады. Он должен быть предельно объективным. В школьном этапе должны участвовать все желающие, как бы много их не было. Чтобы на следующий (районный) этап проходили только сильнейшие участники района, независимо от того в какой школе они не учились, необходимо создать отборочную комиссию района, куда каждая школа может направить тетради 1-3 лучших участников от каждого класса. Далее отборочная комиссия района исходя из возможностей района отбирает лучших 15-16 учеников независимо от школы и приглашает на районный этап олимпиады. При этом члены оргкомитета каждого этапа должны следить, чтобы в составе жюри не было учителя химии, ученик которого является участником данного этапа. Таким образом, на районную олимпиаду должны попасть самые сильнейшие участники данного района, независимо о того, в какой школе они учатся.

Аналогично на областные олимпиады должны попасть самые сильнейшие участники из данной области, независимо от района и на республиканскую олимпиаду - лучшие ученики республики независимо от области.

 

III. Методическое обеспечение всех этапов олимпиады заданиями

Опыт участия сборных команд Казахстана на международных олимпиадах привело к необходимости создания единой системы методического обеспечения предметных олимпиад. Поэтому в настоящее время задания теоретического и экспериментального туров всех (районного, областного и республиканского) этапов олимпиады по химии составляются или отбираются методической комиссией республиканской олимпиады по химии. Это делается для того, .чтобы обеспечить одинаковый уровень заданий во всех районах и областях республики соответственно, так как в разные годы в силу обстоятельств, организаторами или членами жюри могут оказаться люди с различными опытом проведения олимпиад или вообще без опыта

На международных химических олимпиадах соотношение баллов теоретического и экспериментального туров составляет обычно 60:40. Как известно, массовость олимпиад уменьшается от районного к республиканскому, а уровень материально-технической базы - в обратном порядке. Поэтому на ранних этапах олимпиад обычно для учащихся всех классов предлагаются задачи более простые и далее от этапа к этапу усложняются (см. табл).

 

Этапы

мировой

республика

область

район

Баллы теор:эксп

60:40

60:40

70:30

35:15

 

Задания теоретического тура

Олимпиадные задания теоретического тура в последние годы обычно содержит 8-10 расчетных задач различной степени трудности, рассчитанных на 5 астрономических часов. Такая норма ориентирована на уровень международных олимпиад.

Уровень задач международных химических и Менделеевских (бывший всесоюзный) олимпиад с каждым годом растет и ныне предполагает уже знание почти полного курса химии университета в «нашем» понимании. Это связано с тем, что во многих зарубежных странах средние школы являются 12-летними, а в некоторых (например, Германия) даже 13-летними. И основы большинство фундаментальных дисциплин как общая и неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, физическая химия и некоторые других, которые преподаются на 1-3 курсах наших университетов, зарубежные участники проходят в стенах средней школы. Поэтому «Программа» международных олимпиад, охватывающая все фундаментальные дисциплины вузовского курса химии и воспринимаемая нами как выходящая за рамки школьной программы, ими воспринимается как слегка усложненный и ориентированный на лучших, школьный курс[2]. В связи с этим, уровень задач республиканских олимпиад также вышел далеко за пределы школьной программы по химии. Здесь следует отметить и то, что из-за разницы в длительности школьного образования наши 16-17 летние дети соревнуются с 19-20 летними участниками из зарубежных стран. Не случайно в уставе международных олимпиад говорится, что на международных олимпиадах могут участвовать дети в возрасте до 20 лет, не обучающиеся в университетах.