Физика

 

Имамбеков О.И., доцент, к.ф.м.н.

Общие требования к подготовке и проведению всех этапов республиканской предметной олимпиады определяются «Положением о республиканской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам».

Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи в организации и проведен6ии 1-3 этапов Республиканской олимпиады по физике. В нем обобщен опыт предыдущих лет по проведению олимпиад по физике, включая отборочные мероприятия, участие команд школьников Казахстана в Жаутыковских, Азиатских и Международных физических олимпиадах, а также пожелания Оргкомитетов районных и областных олимпиад, и участников олимпиад.

 Рекомендации по организации и проведению олимпиад

Районные и областные этапы Республиканской олимпиады организуются соответственно районными и областными органами народного образования. В районных олимпиадах по физике участвуют школьники 8-11 классов; в областных – команды школьников 9-11 классов, сформированные из числа победителей районных олимпиад. Все участники олимпиады имеют равные права независимо от языка обучения (казахский, русский и т.д.) и места жительства (село, город и т.д.).

Олимпиады проводятся в два тура. Первый тур – теоретический, второй – экспериментальный. Задания олимпиад составляются Республиканским Оргкомитетом. Районные и областные6 органы народного образования получают их в виде опечатанных конвертов накануне проведения олимпиад и несут полную ответственность за конфиденциальность заданий до начала олимпиады. Конверт с заданиями каждого тура должен быть открыт в присутствии всех участников перед непосредственным началом тура.

Для проведения теоретического тура каждому классу должна быть предоставлена отдельная аудитория с хорошим освещением и достаточным количеством столов (из расчета отдельный стол для каждого участника). Рассаживать участников следует в соответствии с заранее составленным спискам, в целях исключения возможности переписывания решений членами одной команды. Экспериментальный тур желательно проводить в лабораториях общего физического практикума регионального вуза, при отсутствии такой возможности в кабинетах физики школ, наиболее оснащенных школьным экспериментальным оборудованием. Каждый участник экспериментального тура должен быть обеспечен отдельным рабочим местом с необходимым набором приборов и принадлежностей, предусмотренных условиями заданий. Желательно огородить перегородкой рабочее место каждого участника олимпиады, для обеспечения им индивидуального выполнения задания. Во время проведения туров в аудиториях или лабораториях должен присутствовать только дежурный учитель, несущий ответственность за порядок и индивидуальное выполнение заданий каждым участником. Посторонним запрещается входить в аудиторию во время проведения тура.

Рекомендации по проверке заданий и подведению итогов олимпиады

На теоретическом туре участникам предлагаются 4-5 задач, на выполнение которых выделяется 4-5 часов. Задачи имеют различные степени трудности. Одна из задач, как правило, не сложная. Для ее решения достаточно знать и уметь применять основные законы физики. Остальные задачи нестандартные. Для решения этих задач недостаточно только хорошо знать законы физики, а необходимо проявить смекалку, умение выбрать нетривиальный способ рассуждения, отказавшись от решения «по правилу». На экспериментальном туре участникам предлагаются два задания. Первое задание – это измерение каких-либо физических параметров, второе – определение некоторой зависимости между физическими величинами.

Многолетний опыт поведения олимпиад по физике показывает, что участники значительн6о лучше справляются с теоретическими заданиями, экспериментальная подготовка наших школьников нуждается в существенном улучшении. Недостатки экспериментальной подготовки проявляются и на Международных олимпиадах. Поэтому при проведении олимпиады особое внимание следует обратить на данный тур. Оценка решений задач должна осуществляться согласно баллам, которые указаны в условиях задач. При проверке заданий теоретического тура особое внимание следует обратить на нестандартные, оригинальные решения. При оценке выполнения экспериментальных заданий следует принимать во внимание теоретическое обоснование работы, выбор метода ее выполнения, процесс проведения измерений, оценку погрешностей измерений и обсуждение полученных результатов, а также качество оформления отчета о проделанной работе. Следуя сложившимся традициям Международной олимпиады, жюри Республиканской олимпиады большое внимание уделяет получению конечного результата задания. Участник олимпиады должен не только объяснить, как получить результат, но и фактически получить его. Это относится как к экспериментальным, так и теоретическим заданиям олимпиады.

Оформление работ должно соответствовать определенным правилам. Задания каждого тура должны выполняться в отдельной ученической тетради. Не разрешается расшивать листы тетради. В первую половину тетради следует записывать решение в чистом виде, а вторую половину тетради использовать для черновых записей. Не следует переписывать условия задачи в тетрадь. Решения различных задач могут быть записаны в любой последовательности.

Выполненные работы перед проверкой должны быть зашифрованы председателем жюри. В своей работе жюри должно быть максимально объективным. Необходимо внимательно относится к мнению участников и их руководителей. Сразу же после проведения тура на видном месте должны быть вывешены решения задач. После объявления результатов проверки в обязательном порядке провести апелляцию и подвести окончательные итоги олимпиады с учетом ее результатов. После подведения итогов олимпиады три лучшие работы из каждого класса отправляются на рассмотрение Республиканского жюри для выявления участников следующих этапов олимпиады. На листах этих работ должны быть проставлены штампы органов народного образования, проводивших олимпиаду. Работы, не соответствующие приведенным выше правилам оформления, Республиканским жюри рассматриваться не будут.

 Рекомендации участникам олимпиад

При подготовке к олимпиаде Вам желательно, кроме школьного учебника по физике, использовать дополнительные материалы. Это развивает мышление, расширяет кругозор и позволяет правильно понимать новые понятия, вопросы и условия задач. Участники, особенно призеры, республиканских и международных олимпиад, имеют, как правило, очень глубокую подготовку, часто выходящую за рамки стандартного школьного учебника, иногда на уровне программы первого курса физических факультетов университетов.

Внимательно читайте условия задач и обращайте внимание на сформулированный вопрос. Постарайтесь его понять. Неправильно понятый вопрос приведет или к неверному решению, или к решению не той задачи, которая перед Вами поставлена. Постарайтесь четко понять из какого раздела физики эта задача, и какие законы физики следует использовать.

Если вы не можете решить задачи в общем виде, попытайтесь рассмотреть частные случаи. Это приведет к потере баллов, но это лучше, чем их полное отсутствие. Но не увлекайтесь рассмотрением только частных случаев.

Если Вы олучили полного решения задачи, не стоит ее вообще отбрасывать. Запишите все полученные результаты. Не забывайте, что при проверке оцениваются все формулы и вычисления. Это, конечно, не принесет Вам полный балл за данную задачу, но может дать 1-2 балла, которые и станут решающими.

Если задача «не дается» не стоит долго на ней задерживаться. Приступите к следующей задаче, и после ее решения вернитесь к недорешенному заданию.

Не будьте многословными. Выражайте Ваши мысли четко, кратко, физическими терминами и понятиями. Их для этого более чем достаточно.

Рассчитывайте время. Необходимо успеть переписать в чистовик все решенные задачи. Если Вам выделено, например, 4 часа, то для переписывания в чистовик выделите примерно 40 минут.

Оформляйте работу аккуратно, последовательно. При возможности сделайте схему, рисунок с четкими обозначениями. Это поможет как Вам при решении, так и жюри при проверке.