Математика


Байсалов Е.Р.

Общие указания

Олимпиады всех этапов должны проходить в два тура, продолжительностью не менее 4 часов (оптимально 4,5 – 5 часов на 4 задачи). На республиканских, областных олимпиадах и на отборочном этапе каждая задача оценивается в 7 баллов, а на олимпиадах остальных уровней (школьных, районных, городских и т.п.) жюри вправе устанавливать дифференциальные оценки в зависимости от трудности задач.

Задачи отборочного этапа оцениваются по параметрам и критериям III этапа в соответствии с данными рекомендациями и критериев оценки, вложенных в пакет с заданиями.

Жюри составляет задания для каждого этапа, отвечает на вопросы участников во время туров, проверяет их работы и выявляет участников, допущенных на следующий этап. Все работы выполняются коллективно, вопросы решаются коллегиально голосованием. Очень важно чтобы задачи нового этапа были сложнее, чем задачи предыдущего этапа.

При составлении заданий необходимо учитывать следующее:

  1. Нельзя предлагать задачи, использующие многозначность слов, двусмысленность математических знаков или знание смысла специальных знаков высшей математики и т.п.

  2. Допускается предложение одной и той же задачи разным классам в одном и том же туре, но при строжайшем условии, что эти туры будут проходить одновременно!

  3. Очень важно известить участников, что задачи в тексте расположены в порядке возрастания сложности, но они могут их решать в любом порядке.

  4. На первом этапе рекомендуется предлагать пару стандартных задач повышенной сложности.

  5. Задачи должны быть разнообразными по тематике. Например: недопустимо наличия в варианте из четырех задач двух задач по геометрии. Стоит также позаботиться о том. Чтобы в варианте были предоставлены задачи по арифметике, геометрии, комбинаторике, задач по оценке, точные факты, теория графов, инвариант и т.п.

  6. Составленные задачи должны строго прорешиваться членами жюри, для выявления недочетов, разнообразных решений и для определения ее сложности, что необходимо при присвоении номера задачи.

  7. Необходимо проследить за разнообразием идей решения, совсем ни к чему, если две или три задачи будут решаться применением, например, индукции или обе геометрические задачи будут посвящены подсчету углов.

  8. Варианты должны быть тщательно сбалансированы по сложности задач. Необходимо одновременно добиться того, чтобы почти каждый участник олимпиады решил хоть что-то, и чтобы наиболее сильным школьникам было над чем поломать голову.

  9. Задачи, предлагаемые на олимпиаде должны всегда иметь решение, не выходящие за рамки фундаментальной школьной программы.

  10. При составлении задач нового школьного этапа необходимо просмотреть все задачи, которые предлагались на предыдущих этапах, чтобы эти задачи не повторились на новом этапе.

 Указания для восьмых классов

Ученики 8 классов имеют некоторые трудности при математическом изложении своих мыслей. По этому поводу рекомендуется проводить олимпиады в устной форме, который успешно зарекомендовал себя в Санкт-Петербургских городских олимпиадах.

Что же представляет собой устная олимпиада?

Когда школьник, решит задачу из списка, он поднимает руку, и один из проверяющих выходит вместе со школьником в коридор, лучше всего в специально отведенный класс, выслушивает решение. Такой необходимости обязательно записывать решение в тетради у ученика нет, хотя он может это сделать для собственного удобства. В течение беседы проверяющие могут задавать вопросы и как-то опровергнуть решение. Если при проверке обнаруживается ошибка, которую школьник не может исправить прямо тут же, подумав некоторое время (около минуты), то на этом диалог заканчивается, участник отправляется на место, а в соответствующем месте протокола ставится знак «минус». Это означает, что попытка изложить правильное решение не удалось (в ходе диалога допускаются незначительные поправки и подсказки).

Ставится +, если первая попытка удачна.

Ставится +-, если вторая попытка удачна и т.д.

Каждому предоставляется по три попытки на одну задачу. После третьей неудачи в протоколе появляется третий минус, и школьник лишается права излагать решение этой задачи до конца олимпиады. Чтобы избегать неприятностей, желательно после каждого плюса расписываться тому, кто проверял задачу.