Итоги интеллектуальных игр 2009-2010 гг

  С целью совершенствования профессиональной компетентности и методического мастерства учителей и методистов, курирующих исследовательскую деятельность учащихся, для ознакомления с основными требованиями к содержанию научных проектов, консультирования руководителей научных проектов по вопросам подготовки к презентации и защите 29 сентября 2009 года на базе Костанайского государственного педагогического института прошел областной семинар для руководителей научных проектов школьников по общеобразовательным предметам, и методистов отделов образования акиматов районов и городов. Всего присутствовало 142 человека. С целью качественной подготовки учащихся к научным соревнованиям прошел областной учебно-тренировочный сбор участников научных соревнований, на котором приняло участие 117 школьников области.

Республиканские научные соревнования школьников проводятся в соответствии с требованиями Всемирной выставки науки и техники по следующим направлениям:

- научно-технический прогресс – как ключевое звено экономического роста;

- математическое моделирование экономических и социальных процессов;           

- здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан - 2030»;

- исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты.

Каждый проект оценивается по следующим позициям:

- творческая способность;

- научное мышление;

- эффективность использованных методов исследования;

- степень раскрытия темы, доскональность;

- ораторское мастерство, качество демонстрационного материала, ясность;

- уровень координации членов команды.

В этом учебном году для участия в научных соревнованиях школьников было заявлено 329 научных проектов. С 16 ноября по 01 декабря 2009 года преподавателями ведущих вузов города Костаная проводилась процедура рецензирования научных проектов школьников. Из 231, предоставленного научного проекта, с положительным результатом прошли процедуру рецензирования 174, что составляет 75,3%. В прошлом учебном году из 223 заявленных проектов положительно прошли процедуру рецензирования 165 (74 %).

Основными причинами недопуска работ к защите на областных соревнованиях являются низкое качество содержания и оформления научных проектов школьников.

На процедуру рецензирования отделами образования акиматов Алтынсаринского района представлен один проект, Амангельдинского района из 4 проектов представлено 4, что составляет 100 %, Аулиекольского района из 13 представлено 10 (77%), Денисовского района из 3 – 1 (33%), Жангельдинского из 9 – 2 (22%), Житикаринского района из 15-14 (93%), Камыстинского района – из 1 -1 (100%), Карабалыкского района из 18 – 5 (28%), Карасуского района из 8 - 7 (88%), Костанайского района из 14 – 13 (93%), Мендыкаринского района из 10 – 7 (70%), Сарыкольского района из 4 – 3 (75%), Тарановского района из 3 – 3 (100%), Узункольского района из 5 – 4 (80%), Федоровского района из 9 – 8 (89%), городов Аркалыка из 6 – 6 (100%), Костаная из 32 – 26 (82%), Лисаковска из 35 – 32 (91%), Рудного из 64 – 31 (48%). Школа-интернат для одаренных детей «Озат» из 29 заявленных проектов на процедуру рецензирования представила 26 проектов (90%), школа-интернат для одаренных детей имени И. Алтынсарина из 24 представила 13 проектов (54%), казахско-турецкий лицей-интернат для одаренных детей из 21 – 14 проектов (67%).

По результатам рецензирования на II(областной) этап Республиканских научных соревнованиях школьников по общеобразовательным предметам прошли по 1 проекту из Алтынсаринского, Денисовского, Жангельдинского, Камыстинского, Тарановского районов, по 2 проекта из Карабалыкского, Сарыкольского, Узункольского районов, по 3 проекта из Амангельдинского, Карасуского районов, 4 проекта из города Аркалыка, 5 проектов из Мендыкаринского района, 6 из Федоровского района, по 9 проектов из Аулиекольского, Костанайского районов и казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей, 11 проектов из школы-интерната для одаренных детей имени И. Алтынсарина, 14 проектов из Житикаринского района, по 20 проектов из города Лисаковска и школы-интерната для одаренных детей «Озат», по 25 проектов из городов Костаная и Рудного.

Не приняли участие в научных соревнованиях учащиеся Наурзумского района.

На основании приказа Министерства образования и науки Республики Казахстан № 513 от 11 ноября 2009 года, приказа Управления образования акимата Костанайской области № 765 от 14 декабря 2009 года в целях стимулирования научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся, отбора и поддержки наиболее талантливых и одаренных детей 25-26 декабря 2009 года в городе Костанай на базе Костанайского государственного педагогического института был проведен II (областной) этап и 1 тур III этапа Республиканских научных соревнований школьников по общеобразовательным предметам по теме «Модели экономического и социального развития Казахстана в свете стратегии «Казахстан-2030».

Основными целями и задачами научных соревнований являются:

- стимулирование научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся;

- выявление состояния, основных направлений, уровня и тенденции развития научных изысканий учащихся в сфере экономики, науки о космосе, управления;

- отбор и поддержка наиболее талантливых и одаренных юных исследователей;

- содействие формированию интеллектуального потенциала Республики Казахстан.

           Республиканские научные соревнования школьников по общеобразовательным предметам проходят по теме: «Модели экономического и социально-культурного развития Казахстана в свете стратегии «Казахстан – 2030» по 4 направлениям: научно-технический прогресс – как ключевое звено экономического роста; математическое моделирование экономических и социальных процессов; здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан – 2030»; исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты. На II этапе республиканских соревнований школьников работало 13 секций.

           На секции «Математика и экономика» было представлено 15 научных проектов: 12 по математике, 3 по экономике. Большинство работ по математике не отличались новизной. Членами жюри при подведении итогов отдано предпочтение работам с наибольшей долей самостоятельного исследования. Первое место занял проект, автором которого были предложены новые задачи. Проекты по экономике носили последовательный характер. Жюри рекомендовало юным исследователям в заключительной части работ, кроме выводов, включать рекомендации товаропроизводителям.

           На секции «Физика. Техника. Науки о Земле и космосе» было представлено 14 научных проектов, из них 10 – по физике, 3 – по наукам о Земле и космосе, 1 – по технике. Командный проект учащихся казахско-турецкого лицея-интерната носил реферативный характер. Члены жюри отметили положительно выступления учащихся на секции наук о Земле и космосе. Единственный проект по технике не имел экспериментальной части, автор не отличался хорошими ораторскими способностями, поэтому призовое место в секции не присуждалось.

           На секции «Информатика» были представлены 10 проектов школьников. Жюри отметило достаточно высокий уровень представленных работ учащихся города Костаная, Костанайского района, школы-интерната для одаренных детей «Озат». Низкий уровень работ наблюдался у учащихся Мендыкаринского и Узункольского районов.

           Предметом исследования большинства работ на секции «Химия» являлись химические показатели окружающей среды и их динамика под влиянием различных факторов. 13 проектов, представленных на секции, были актуальны и имели практическую направленность. Первое место занял проект, в котором содержались не только теоретическое обоснование и практическая часть, но и статистические обработки результатов эксперимента. Авторы хорошо владели информацией в области исследования, свободно ориентировались в проблемном поле выбранной темы.

           На секцию «Биология» было представлено 9 научных проектов. Проблемы, исследуемые в проектах, актуальны. Практически все проекты содержали экспериментальные исследования, подтвержденные таблицами, диаграммами, слайдами. Участники соревнований хорошо владели материалом, обладали ораторскими способностями, свободно ориентировались в теме и терминологии. При защите командных проектов были грамотно распределены обязанности каждого участника команды.

           12 научных проектов были представлены для защиты в секции «Охрана окружающей среды и здоровья человека». Недостатком большинства работ являлось то, что на экспериментальную часть у школьников отведено мало времени. В проектах цели и задачи ставились одни, а выводы делались другие. Значительный процент работ реферативного характера, причем это наблюдалось у учащихся 11 классов Аулиекольского, Житикаринского, Федоровского районов, городов Костаная, Лисаковска, Рудного, школы-интерната для одаренных детей имени И. Алтынсарина, казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей. Не все работы оформлены должным образом, много отступлений от требований, предъявляемых к оформлению научных проектов.

           На секции «История» было представлено 19 научных проектов. Несколько работ учащихся носило краеведческий характер. В оформлении проектов имелись грамматические, орфографические и грубые, порой некорректные, стилистические ошибки. Архивные материалы, используемые учащимися в работах, отражены только в презентациях, но не в списках, и содержании. Не все работы оформлены должным образом, много отступлений от требований, предъявляемых к оформлению научных проектов.

           11 научных проектов на секции «Этнокультуроведение» соответствовали требованиям к оформлению. Хотя были проекты по тематическому содержанию относящиеся к секции «Казахская литература». Жюри особо отметило работы учащихся школ Амангельдинского района и города Рудного. Эти работы отличались глубиной содержания и исследовательской направленностью.

           В секции «Краеведение» было представлено 17 проектов, некоторые из которых носили повествовательный характер, отсутствовали научно-справочный аппарат и не поставлены проблемы. Жюри обратило внимание на то, что планы работ не всегда корректны и продуманы, не во всех работах четко определены целевые установки.

           На секции «Казахская литература» было представлено 7 проектов, «Русская литература» - 15 проектов. Проекты отличались достаточно высоким уровнем разработанности. Некоторые проекты имели социологическую, культурологическую направленность, что затрудняло оценивание с позиции литературоведения. Единственным недостатком ряда проектов являлось мало разработанная теоретическая часть, нечеткость выводов и недостаточно продуманная библиография.

           На секции «Казахский язык» было представлено 6 проектов, «Русский язык» - 14 проектов. Работы призеров отличались актуальностью, новизной, самостоятельностью. Слабыми работами признаны работы учащихся Новонежинской средней школы им. Съянова Аулиекольского района и средней школы № 23 г. Костаная, в них недостаточна высока степень самостоятельности исследователей. Не отвечал предъявляемым требованиям проект учащегося школы-интерната для одаренных детей имени И. Алтынсарина.

           На секции «Иностранные языки» представлено 11 проектов, из них 2 на английском языке, остальные – на русском. Школьники демонстрировали уверенное владение материалом исследования, давали аргументированные ответы на задаваемые вопросы. Все проекты были представлены с опорой на наглядность.

           Призерами областных научных соревнований стали 108 учащихся-авторов 90 научных проектов. Из общего числа проектов 25 выполнены на государственном языке, 18 - командой. Наибольшее количество призовых мест (13) заняла команда города Костаная, из них 3 первых места, 4 вторых и 6 третьих. Учащиеся города Рудного заняли 12 призовых мест, из них 2 первых места, 6 вторых и 4 третьих. По 8 призовых мест заняли проекты учащихся города Житикары: 1 первое, 3 вторых, 4 третьих; города Лисаковска: 3 вторых и 5 третьих мест. У учащихся города Аркалыка 3 призовых места: 2 первых места, 1 второе.

           Учащиеся школы-интерната для одаренных детей «Озат» заняли 11 призовых мест, из них 1 первое место, 4 вторых и 6 третьих; школы-интерната для одаренных детей имени И. Алтынсарина - 9 призовых мест, из них 2 первых места, 1 второе, 6 третьих; казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей – 5 призовых мест, из них 1 первое место, 1 второе, 3 третьих.

             Из участников сельских школ призовые места заняли учащиеся Алтынсаринского (1 призовое место), Амангельдинского (3) Аулиекольского (2), Жангельдинского (1), Камыстинского (1), Карасуского (2), Костанайского (5), Мендыкаринского (1), Сарыкольского (1), Федоровского (4) районов.

             Ни одного призового места не заняли научные проекты школьников Денисовского, Карабалыкского, Тарановского, Узункольского районов, т.к. юные исследователи не смогли показать высокий уровень творческих способностей, научного мышления, недостаточны степень раскрытия темы, эффективность использованных методов познания. Невысокими были признаны ораторское мастерство участников и качество демонстрационного материала.

           26 декабря 2009 года прошел I тур III этапа Республиканских научных соревнований (тестирование по профилирующему предмету). Из 108 тестировавшихся школьников 71 учащийся-автор 55 научных проектов (66,3%), набрали более 50 % баллов от общего количества баллов по профилирующему предмету. Наибольшее количество баллов (107) набрал учащийся казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей Абдукадыров Нурлан (математика). В ходе тестирования школьники испытывали затруднения при ответах на вопросы повышенного уровня сложности, так как не готовились по сборникам тестовых заданий по общеобразовательным предметам к Республиканским научным соревнованиям школьников, выпущенных Республиканским научно-практическим центром «Дарын».

             Ко II туру ІІІ этапа (предварительной экспертизе проектов) были допущены: по 8 проектов – город Костанай, город Рудный, школа-интернат для одаренных детей «Озат», по 5 проектов – Житикаринский район, школа-интернат для одаренных детей имени И. Алтынсарина и казахско-турецкий лицей-интернат для одаренных детей, 4 проекта – Костанайский район, 3 проекта – город Лисаковск, по 2 проекта – город Аркалык и Федоровский район, по 1 проекту – Амангельдинский, Аулиекольский, Карасуский, Мендыкаринский, Сарыкольский районы.

           По итогам экспертизы на IV этап республиканских научных соревнований школьников по общеобразовательным предметам допущен 21 школьник (17 научных проектов), из них из городов Костаная – 5 учащихся, Рудного – 3, Аркалыка – 2, из Житикаринского района – 2, Федоровского района – 1. Так же на данном этапе приняли участие учащиеся из специализированных школ для одаренных детей. Из школы-интерната для одаренных детей имени Ы. Алтынсарина – 5 учащихся, из школы-интерната для одаренных детей «Озат» - 2, из казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей – 1.

           В результате тесного сотрудничества Регионального научно-практического центра «Костанай дарыны» и Южно-Уральского Государственного Университета (Российская Федерация, г. Челябинск) учащиеся областной школы-интерната для одаренных детей «Озат» 28-29апреля 2010 года приняли участие в VI межрегиональной конференции юных исследователей «Интеллектуалы XXI века». Четыре научных проекта (5 авторов) заняли призовые места.

 

п/п

Ф.И. учащегося

секция

Тема проекта

Класс

Место

1

Есмагамбетова Айгуль

Этнокультуроведение

Этимологические и социолингвистические аспекты лексемы "саукеле"

10

1

2

Иргибаева Гульсана

Зоология

Паукообразные (Arachnida) Карасуского района, села Карасу

10

2

3

Бурлака Дмитрий, Шайманов Жанибек

Новые технологии в производстве

Ямочный ремонт дорог в свете явления трения качения и упругого гистерезиса

11

2

4

Махмутова Айжан

Русский язык

Культурологический аспект в изучении лексем "квас" и "кумыс"

9

3

Исходя из вышесказанного, начальникам отделов образования акиматов районов и городов необходимо:

1) разработать эффективную систему организации исследовательской деятельности учащихся;

2) повысить качество подготовки одаренных детей к научным соревнованиям школьников;

3) совершенствовать качество научно-педагогического сопровождения научных проектов учащихся.