Итоги интеллектуальных игр 2010-2011 гг

         На основании приказа Министерства образования и науки Республики Казахстан № 520 от 08 ноября 2010 года в целях стимулирования научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся, отбора и поддержки наиболее талантливых и одаренных детей 25 декабря 2010 года прошел II (областной) этап республиканских научных соревнований школьников по общеобразовательным предметам. В этом учебном году для участия в научных соревнованиях школьников было заявлено 353 научных проекта. На процедуру рецензирования было представлено 264 научных проекта. Не все заявленные проекты были представлены отделами образования Алтынсаринского, Амангельдинского, Аулиекольского, Денисовского, Жангельдинского, Карабалыкского, Камыстинского, Карасуского, Костанайского районов, городов Костаная, Лисаковска, Рудного, школой-интернатом для одаренных детей «Озат», казахско-турецким лицеем-интернатом для одаренных детей. Отделами образования Алтынсаринского и Денисовского районов были представлены по одной работе, вместо ранее заявленных соответственно семи и шести проектов, которые не прошли процедуру рецензирования.

Заявленные проекты не были предоставлены на рецензирование отделами образования Наурзумского, Сарыкольского, Тарановского районов.

228 проектов по итогам процедуры рецензирования были допущены к областному этапу. В областном этапе приняли участие 262 автора 215 научных проектов.

             Научные соревнования проходили по теме: «Модели экономического и социально-культурного развития Казахстана в свете стратегии «Казахстан – 2030» по направлениям: научно-технический прогресс – как ключевое звено экономического роста; математическое моделирование экономических и социальных процессов; здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан – 2030»; исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты. Работало 14 секций.

           На секции краеведения работы отличались прикладной направленностью. Работы участников оформлены, согласно требованиям, отличались четкой структурой, правильно определены цели и задачи исследований. Жюри положительно отметило работу на секции учащихся гимназии имени Ы.Алтынсарина города Аркалыка Әмірәлі Б. и средней школы №10 города Костаная Камалиева А.

           Жюри секции этнокультуроведения отметило, что все работы заслуживали внимания. Учащиеся знали материал своего исследования и отвечали на задаваемые вопросы. Особо была отмечена работа учащейся средней школы №14 города Рудного Козановой Ж.. Перспективной с точки зрения поставленной проблемы стала работа учащейся школы-интерната для одаренных детей«Озат» Касымовой А..

           Жюри секции истории отметило, что ряд проектов не соответствует требованиям написания, есть орфографические ошибки. Жюри обратило внимание, что многие не ориентировались в терминах и понятиях, не владели историческими фактами, искажали данные и события, неправильно произносили определения, термины, фамилии исследователей, использовали устаревшие статистические данные. Учащимся необходимо больше использовать архивные материалы. Жюри отметило слабые работы реферативного характера учащихся школы-интерната для одаренных детей имени Ы.Алтынсарина Хасеновой Н., Жаупановой М. Тема не наукоемкая у учащегося Амантогайской средней школы Амангельдинского района Әділханұлы А. Большое количество ошибок обнаружено в работах учащихся Костанайского района Байзақ Ж. и гимназии имени С.Мауленова города Костаная Абильбековой М..

           Жюри секции литературы отметило разнообразие тематики, актуальность проведенных исследований. В целом выступающие показали хорошие знания представляемого материала, умение отвечать на вопросы жюри. Необходимо обратить внимание на требования по оформлению проектов, правильности формулировок, необходимые структурные элементы. Не во всех проектах были устранены замечания рецензентов.

           На секции языкознания следует отметить хорошую подготовку учащихся, высокий уровень раскрытия тем, разнообразие методов исследования, ораторское мастерство. Члены жюри отметили, что необходимо уделить внимание оформлению работ. Некоторые работы носили научный характер, но имели слабую исследовательскую часть.

           Выступления на секции техники имели практическую направленность, которая подтверждалась наличием изготовленных изделий. Учащиеся грамотно обосновали актуальность проектов, определи области применения. К научным проектам прилагались необходимые технические характеристики, технологические карты изготовленного изделия, описана последовательность изготовления. Члены жюри отметили, что необходимо уделить внимание оформлению работ.

           Члены жюри секции науки о Земле и космосе не стали присуждать первое место. Во всех научных проектах были обнаружены недочеты, и требовалась доработка.

           Жюри на секции физики отметили хороший фактический и экспериментальный материал Немкина А., учащегося Боровской средней школы имени А.Чутаева. Проведены эксперименты и показаны результаты у Дороженко Л., учащейся средней школы №11 города Рудного. Члены жюри отметили, что ряд проектов носили реферативный характер и не все темы раскрыты.

           В некоторых исследовательских работах на секции математики не указаны гипотезы, неправильно определены цели работы. Нет четкого разграничения между тем, что сделал сам ученик, а что другие авторы. Отсутствуют ссылки, что недопустимо для научных проектов.

Представленные на секцию экономики научные проекты посвящены актуальным проблемам. Жюри отметило относительно хорошую экономическую подготовку и разнообразие тематики научных проектов. Особое внимание заслужила работа учащейся гимназии Житикаринского района Шигировой А., в которой имеется практический материал, сделано обобщение, выполнен экономический анализ.

Представленные на секцию информатики научные проекты, в основном, соответствовали требованиям, предъявляемым к научным проектам. Все работы имели электронные приложения, практические результаты. Жюри отметило работы Бойченко А., учащегося гимназии №5 города Рудного, Степанова К., учащегося физико-математического лицея города Костаная, Герасимова Ю., учащегося Затобольской школы-гимназии Костанайского района, которые имеют практическое приложение, разработанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к электронным пособиям.

           Практически все проекты, представленные на секцию биологии, содержали материал экспериментальных исследований, которые подтверждались диаграммами, таблицами, слайдами. Участники были хорошо подготовлены и владели материалом, обладали хорошими ораторскими способностями. Школьники свободно ориентировались в тексте и терминологии представленных работ. Члены жюри рекомендовали использовать для литературного обзора более современные и актуальные источники.

           Члены жюри секции охраны окружающей среды и здоровья человека отметили разнообразие тематики докладов, представленных на защиту. Многие работы достаточно хорошо раскрывают содержание тем исследования, содержат экспериментальные материалы, которые обобщены в таблицах, диаграммах, графиках. Участники показали высокий уровень ораторского мастерства, творческие способности, научное мышление. Жюри отмечает о необходимости обращения внимания на нарушение норм к требованиям оформления работ некоторых учащихся.

           На секции химии многие работы носили реферативный характер, не содержащий химический эксперимент. Ряд работ неправильно оформлены: неправильный стиль изложения, оформление не соответствует требованиям, неправильно сформулированы выводы.

             Призерами областных научных соревнований стали 112 учащихся-авторов 96 научных проектов. Из них 27 проектов выполнены на государственном языке, 16 проектов являлись командными.

Наибольшее количество призовых мест (17) заняла команда города Костаная, из них 3 первых места, 8 вторых и 6 третьих. У учащихся города Рудного 12 призовых мест: 3 первых, 4 вторых, 5 третьих; города Лисаковска 8 призовых мест: 4 вторых, 4 третьих; города Аркалыка 3 призовых места: 2 первых, 1 второе.

             Из участников сельских школ призовые места заняли учащиеся Амангельдинского (3 призовых места), Аулиекольского (3), Житикаринского (6), Камыстинского (1), Карабалыкского (1), Костанайского (9), Мендыкаринского (2), Федоровского (5) районов.

           Из 215 проектов, принимавших участие в областных научных соревнованиях у учащихся школы-интерната для одаренных детей «Озат» 22 проекта (что состовляет 10,2 %от общего числа) из них 14 призовых мест (что составляет 63,6% от числа участников): 2 первых, 7 вторых, 5 третьих; у учащихся школы-интерната для одаренных детей имени Ы.Алтынсарина 16 проектов (7,4 %) из них 8 призовых мест (50%): 1 первое, 7 третьих; у учащихся казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей из 8 проектов (4,3 %) из них 4 призовых места (50%): 2 первых, 2 вторых.

             Ни одного призового места не заняли научные проекты школьников Жангельдинского, Карасуского, Узункольского районов, т.к. юные исследователи не смогли показать высокий уровень творческих способностей, научного мышления, недостаточны степень раскрытия темы, эффективность использованных методов познания. Невысокими были признаны ораторское мастерство и качество демонстрационного материала.

             26 декабря прошел I тур III этапа республиканских научных соревнований школьников по общеобразовательным предметам (тестирование по профилирующему предмету). Из 111 тестировавшихся школьников авторов 94 проектов (2 отсутствовали) 57 учащихся-авторов 47 научного проекта (51,35 %), набрали более 50 % баллов от общего количества баллов по профилирующему предмету.

             Низкий процент качества тестирования объясняется тем, что учителя, сопровождающие научные проекты школьников, не занимаются системно подготовкой учащихся по профилирующему предмету. Школьники испытывали затруднения при ответах на вопросы повышенного уровня сложности, не готовились по сборникам тестовых заданий по общеобразовательным предметам к Республиканским соревнованиям школьников, выпущенных Республиканским научно-практическим центром «Дарын» и размещенных на сайте Регионального научно-практического центра «Костанай дарыны».

             Ко II туру ІІІ этапа (предварительной экспертизе проекта) было допущено 57 учащихся, авторов 47 проектов, набравших не менее 60 баллов из 120 возможных: по 11 проектов – город Костанай и школа-интернат для одаренных детей «Озат», 5 проектов – школа-интернат для одаренных детей имени Ы.Алтынсарина, 4 проекта – Житикаринский район, по 3 проекта – Костанайский, Федоровский районы, города Лисаковск и Рудный, 2 проекта – казахско-турецеий лицей-интернат для одаренных детей, по 1 проекту – город Аркалык, Мендыкаринский район. Следует обратить внимание, что из 14 победителей и призеров областного этапа научных соревнований в школе-интернате для одаренных детей «Озат» не прошли тестирование – 3 проекта (21,4%); в школе-интернате для одаренных детей имени Ы.Алтынсарина из 8 – 3 проекта (37,5%); в казахско-турецком лицее-интернате из 4 – 2 проекта (50%).

           По итогам экспертизы на IV этап республиканских научных соревнований школьников по общеобразовательным предметам допущены 18 школьников (16 научных проектов), из них из городов Костаная – 4 учащихся, Рудного – 2, из Житикаринского района – 4 учащихся, Федоровского – 2. Так же на данном этапе приняли участие учащиеся из специализированных школ для одаренных детей. Из школы-интерната для одаренных детей имени Ы. Алтынсарина – 1 учащаяся, из школы-интерната для одаренных детей «Озат» – 5.

           По результатам выступления команды области были завоеваны 5 призовых мест:

1 место – Галатон Елена, учащаяся школы-интерната для одаренных детей «Озат» (секция «Охрана окружающей среды и здоровья человека»);

2 место – Сокоренко Владислав, учащийся гимназии города Житикара (секция «Краеведение»);

2 место – Ефремова Нина, учащаяся Пешковской средней школы Федоровского района (секция «Литература»);

3 место – Рсалина Дамира, учащаяся школы-интерната для одаренных детей «Озат» (секция «Биология»);

3 место – Нуркина Бакытжамал, учащаяся средней школы №9 города Костанай (секция «Казахский язык»).

Двое учащихся получили почетные грамоты Республиканского научно-практического центра «Дарын»:

- Иргибаева Гульсана, учащаяся школы-интерната для одаренных детей «Озат» (секция «Охрана окружающей среды и здоровья человека»);

- Туркараева Мадина, учащаяся школы-интерната для одаренных детей им.Ы.Алтынсарина.

В мае 2011 года Галатон Елена, учащаяся школы-интерната для одаренных детей «Озат» приняла участие в Международной выставке науки и технологий Intel (США Калифорния, Лос –Анджелес).

 

            Исходя из вышесказанного, начальникам отделов образования акиматов районов и городов необходимо:

1) разработать эффективную систему организации исследовательской деятельности учащихся;

2) повысить качество подготовки одаренных детей к научным соревнованиям школьников;

3) совершенствовать качество научно-педагогического сопровождения научных проектов учащихся.