Анализ интеллектуальной деятельности школьников Костанайской области за 2011-2012 учебный год

На сегодняшний день дополнительное образование является тем направлением, которое может удовлетворить потребности каждого ребенка. Как и само название оно дополняет обязательное образование, не только дополняет, но и расширяет, способствует усвоению, улучшению знаний, полученных учащимся на уроках. К инновационной форме дополнительного образования относятся интеллектуальные игры и конкурсы.

Игрыявляютсяодним из способов целенаправленного формирования личности. Активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей.

           Интеллектуальные игры наряду с олимпиадами, научными соревнованиями учащихся являются одним из показателей формирования и развития у учащихся исследовательских, активных познавательных интересов.

Согласно плану работыреспубликанского научно-практического центра «Дарын» ежегодно проводится ряд интеллектуальных игр, конкурсов. В течение 2011-2012 учебного года проведены следующие: республиканский интеллектуальный марафон «Ақ бота», международный интеллектуальный конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех», международная интеллектуальная игра-конкурс «Золотое руно», международный конкурс «Британский бульдог» и международный интеллектуальный конкурс «Кенгуру-математика для всех», республиканский конкурс «Кенгуру-лингвист».

28 октября 2011 года стартовал интеллектуальный марафон «Ақ бота» среди учащихся 3-10 классов по следующим предметам:

3-4 классы - казахский язык (русский язык), математика, естествознание;

5-8 классы - казахский язык (русский язык), математика, биология;

9-10 классы - казахский язык (русский язык), математика,физика,химия.

В марафоне приняли участие 10 490 (в 2010 году – 9 556) учащихся из 356 общеобразовательных школ Костанайской области. В игре не участвовали учащиеся Амангельдинского, Тарановского района и казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей.

Следует заметить, что в этом учебном году количествоучастниковзаметно повысилось (на 934 человек), что составляет 9,8%. По сравнению с прошлым годом результативность участия повысилась исоставила в текущем году 11 % - 1073призеров, (в 2010 году – 8,6 % - 820 призеров,).

Активное участие в данном интеллектуальном марафоне принимают учащиеся школ г.Костаная (1550), Житикаринского (965), Карабалыкского (944), Ауликольского (933 человек), Костанайского (892) районов, г. Рудного. (938).

          Из 20 регионов и специализированных учреждений образования, принявшихучастие в интеллектуальном марафоне, учащиеся Денисовского района не заняли призовых мест. Низкий уровень результативности показали учащиеся школ Жангельдинского района - 0,7 % (в 2010 году – не участвовали). Высокую результативность участия показали учащиеся школы-интерната для одаренных детей имени Ы. Алтынсарина – 38 призеров из 76 участников (50 %), Житикаринского района – 261 призеров из 965 участников (50 %), г. Лисаковска – 67 призеров из 344 (19,5%), г. Костаная – 205призеров из 1533(13,4%), Мендыкаринского района - 45 призеров из 412 (10,9 %).

По итогам интеллектуального марафона призеры награждены дипломами.

Также учащиеся 7-9 классов, набравшие максимальное количество баллов по итогам марафона Ақ бота-2011, были награждены путевками в культурно-познавательную смену в г. Астане: Абишев Амангелді, учащийся7 класса Фурмановской основной школы г. Аркалыка; Минжасар Али, учащийся7 класса гимназии имени С. Мауленова г. Костаная; Василенко Елена, учащаяся 7 класса Станционной основной школы Житикаринского района; Трусевич Анна, учащаяся 8 класса Пешковской средней школы Федоровского района; Мухамбетов Аслан, учащийся 8 класса школы-гимназии г.Лисаковска, Пятак Анастасия, учащаяся 8 класса Михайловской средней школы Мендыкаринского района, Балкашева Куаныш, учащаяся9 класса средней школы №3 г. Рудного; Калиева Арайлым, учащаяся 9 класса Аманкарагайской средней школы имени Н. Островского Аулиекольского района.

Вместе с тем, хочется отметить, что участниками и координаторами допускаются множество ошибок при заполнении и сдаче материалов игры (несвоевременное подача заявок на участие; по заполнению бланков: указание 8-и значного кода школ, класса, ф.и. участника, языка обучения; по оформлению конвертов: отсутствие наклеек с указанием школ, кодов, количества участников по классам; несвоевременное предоставление списков участников в электронном варианте).

16 ноября 2011 годав рамках образовательного и культурного сотрудничества Казахстана с Россией, с целью привития интереса к русскому языку и науке о нем, выявления детей, одаренных в области языкознания, по инициативе РНПЦ «Дарын» в Республике Казахстан прошел международная игра-конкурс«Русский медвежонок – языкознание для всех». Игра проходила по пяти возрастным группам: 2-3, 4-5, 6-7, 8-9, 10-11 классы. Каждой возрастной группе был предложен свой вариант заданий по русскому языку и лингвистике.

В Костанайской области приняло участие 4 522 школьников 2-11 классов из 281 школы области, тогда как в прошлом году участвовало 8 391 школьников из 322 школ. Хотя интерес к конкурсу со стороны учащихся и учителей огромен, сокращение числа участников налицо. Связано это прежде всего с повышением оргвзноса организаторами за игру. В этом учебном году число участников сократилось на 3 869. Тем не менее необходимо отметить регионы, где наблюдается наибольшее количество участников: город Костанай (836), Житикаринский район (490), город Рудный (446), Костанайский район (391). Все участники являются обладателями сертификатов. В конкурсе не участвовали учащиеся Денисовского, Жангельдинского районов и казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей.

 По результатам конкурса в области определено 678 призеров, результативность составляет – 15,2% (802 призера - 9,5% - в 2010 г). Наиболее высокий показатель по результатам конкурса имеют участники школы-интерната для одаренных детей «Озат»: 40 призеров из 91 участников (43,9 %), города Костаная – 212 из 836 (25,3%), школы-интерната для одаренных детей имени Ы. Алтынсарина – 12 из 49 (24,5%), Мендыкаринского района - 24 из 111 (21,6%), Житикаринского района - 99 из 490 (20,2%), Алтынсаринского района - 7 призеров из 35 участников (20%).

Призеры получили дипломы международной игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех».

Республиканский научно-практический центр «Дарын» совместно с Институтомпродуктивного обучения Российской Академии образования и BritishInstitutes с целью развития интереса к английскому языку, выявления детей, одаренных в области лингвистики 15 декабря2011 года четвертый год проводил конкурс «BritishBulldog» для учащихся 3-11 классов. В конкурсе приняли участие 2 279 (в прошлом учебном году - 1 796) учащихся из 128 школ области.С каждым годом, число желающих участвовать в конкурсе растет. Это связано с популярностью английского языка как во всем мире, так и у нас в стране. Немаловажное значение имеет также хорошее качество заданий: красочные, интересные, способствующие не только закреплению знаний, но и повышению кругозора, общих познаний о стране изучаемого языка. В этом году в игре участвовали учащиеся из 13 регионов. По итогам конкурса определены 232 (в прошлом учебном году – 219) призера. По сравнению с другими регионами хорошую результативность показали участники следующих районов, городов: города Рудного – 47 призеров из 244 участников (19,3 %), города Костаная - 85 призеров из 633 участников (13,4%), ШОД имени Ы. Алтынсарина – 5 призеров из 43 участников (11,6 %). Все участники получили сертификаты. Призеры награждены дипломами международного конкурса «BritishBulldog».

           Стало традиционным проведение международной математической игры-конкурса «Кенгуру-математика для всех». Цель игры: углубление знаний школьников по математике, развития интереса к изучаемому предмету, выявление одаренных детей среди школьников 3-10 классов. В этом году конкурс прошел 15 марта 2012 года, в нем приняли участие 3 623учащихся 3-10 классов 280 школ Костанайской области (в 2011 году –2 403 учащийся из 200 школ), что на 1 220 учащихся больше.

Для повышения интереса учащихся к изучению иностранных языков, 11 мая 2012 года состоялась международная игра «Кенгуру-лингвист» (по английскому и немецкому языкам), в котором участвовало 1 346 учащихся 3-11 классов (635 участников из 78 школ - в 2011 году) из 111 школ области. Как видим из показателей количество участников в игре возросло в два раза, несмотря на то, что конкурс проводился в конце учебного года.

Эффективную работу по привлечению школьников к участию в конкурсах «Кенгуру-математика – для всех» и «Кенгуру-лингвист» провели отделы образования города Костаная (701 - математика, 354 - иностранные языки), города Рудного (409 - математика, 286 - иностранные языки), Житикаринского района (по математике - 380, по иностранным языкам - 190), Костанайского района - (287 - математика, 286 - иностранные языки). В математическом конкурсе не приняли участие школьники Алтынсаринского Денисовского, Жангельдинского, Алтынсаринского районов, школы-интерната для одаренных детей «Озат» и казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей. В конкурсе «Кенгуру-лингвист» участвовали ребята лишь из 9 регионов.

          Призерами математического конкурса стали 360 учащихся (в 2011 году - 208). І место по области заняли 60 человек(в 2011 г. - 27 победителей), II место заняли 143человек (в 2011 г. - 77), III место – 157 (в 2011 г. - 104). Победителями языкового конкурса стали 141учащихся (в 2011 году - 48): 13первых мест, 40 вторых мест, 88 третьих мест.Результаты прошлого года: 11 первых мест, 19 вторых мест, 18 третьих мест. Результаты конкурсов «Кенгуру-матемика» и «Кенгуру-лингвист» по сравнению с показателями 2011 года заметно улучшились.

Хорошие результаты в интеллектуальной игре «Кенгуру-математика» показали участники из Житикаринского района – 80призеров из 380 участников (% качества -21%), Аулиекольского района – 37 призеров из 179 участников (% качества - 20,7%), Мендыкаринского района - 22 призера из 128 участников (% качества - 17,2%, Федоровского района - 21 призера из 128 участников (% качества - 16,4%, города Костаная – 102призера из 701 участников (% качества – 14,5%), Не заняли призовых мест участники конкурса из школы-интерната для одаренных детей имени Ы.Алтынсарина.

В игровом конкурсе «Кенгуру-лингвист» лучший результат по количеству призовых мест уже второй год занимают учащиеся школы-интерната для одаренных детей имени Ы.Алтынсарина – 12 призеров из 24 участников (% качества – 50%); Хорошие показатели у учащихся Узункольского района – 13 призеров из 69 участников (% качества – 18,8%),города Костаная - 52 призера из 354 участников (% качества - 14,7%).

Учащиеся, показавшие лучшие результаты по итогам интеллектуального игрового конкурса «Кенгуру-математика для всех» награждены путевками в культурно-познавательную смену «Дарын жұлдыздары» в г.Астане: Бобров Илья, 7 класс, Воронежская средняя школа, Федоровский район; Айтуаров Әлішер, Федосеевская средняя школа, 7 класс, Аулиекольский район; Қапсұлтанов Арыстан, Шевченковская средняя школа, Житикаринский район; Жанписов Рустам, гимназия, г. Житикара; Наливкина Елизавета, 8 класс, средняя школа №4, г. Рудный.

Также путевку в международный лагерь в Францию (г. Тур) выиграл Кадыргалиев Ерболат, учащийся 8 класса Федосевской средней школы Аулиекольского района, как лучший участник среди учащихся среднего звена.

В рамках укрепления образовательного сотрудничества Казахстана с Россией, а также в целях стимулирования исследовательской деятельности, развития умений по поиску и анализу информаций республиканский научно-практический центр «Дарын» совместно с Российской Академией образования провел 17-20 февраля 2012среди организаций образования республики Международный игровой конкурс «Золотое руно».В конкурсе приняли участие 4 395 учащихся (в 2011 году – 4 433учащихся) 3-11-х классов из 270 общеобразовательных и специализированных учреждений образования. 

В конкурсе приняли участие школьники из 21 регионов области и образовательных учреждений для одаренных детей. Не приняли участие в конкурсеучащиеся Амангельдинского района и казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей. Мониторинг участия показывает, что в данном интеллектуальном конкурсе из года в год наблюдаетсястабильность участия.

Наибольшее количество учащихся приняло участие из города Рудного – 660 (в 2011 г. – 660 человек),Житикаринского района – 573 (в 2011 г. - 522 человек),Карабалыкского района - 454 (в 2011 г. – 564 человек), города Костаная – 391 (в 2011 г. - 407),Костанайскогорайона – 339 (в 2011 г. - 356). Учащиеся из этих регионов ежегодно принимают активное участие в данном конкурсе и показывают хорошие результаты.

По сравнению с прошлым годом, количествопризеров конкурса увеличилось - 449 человек, в 2011 году – 377 призеров. В этом году победителями стали 49 учащихся, ІІ место заняли 146 учащихся и ІІІ место – 254 участника.

Наилучший результат по количеству призовых мест занимают учащиеся города Лисаковска - 34 призера из 140 участников: 2первых мест, 13 – вторых, 19 - третьих мест (% качества составил – 24,3%), 70 призовых мест из 391 участникову города Костаная: 6 первых мест, 34 вторых и 30 третьих (% качества – 17,9%), Мендыкаринский район – 19 призеров из 106 участников: первых мест – 5,8 вторых и 6 третьих мест (% качества составил – 17,9%), 97 призовых мест из 573 у учащихся Житикаринского района: 15 первых мест,25 вторых и 57 третьих (% качества – 16,9%), 4 призовых места из 27 заняли учащиеся Денисовского района: 1 первое место, 1 второе и 2 третьих (% качества – 14,8%).

Максимальный балл, который можно было набрать по итогам конкурса в этом году, составил 180-177 баллов.

           Анализ итогов республиканских и международных интеллектуальных игр показал, что в этом учебном году наблюдалась положительная динамика участия в таких играх как «Ақ бота», «BritishBulldog», «Кенгуру-математика» и «Кенгуру-лингвист». Лишь в игре «Русский медвежонок – языкознание для всех» количество участников в этом году вдвое сократилось. Хотелось бы, чтобы в интеллектуальных играх, конкурсах участвовали все желающие, не было ограничений в связи с успеваемостью детей. Но в то же время нет необходимости заставлять детей участвовать в играх. Участие во всех интеллектуальных играх, конкурсах является добровольным. Координаторам игр необходимо проводить беседы, разъяснения для того, чтобы привлечь детей к активному участию.

У участников интеллектуальных конкурсов есть стимул, так как призеры ежегодно награждаются путевками в культурно-познавательные смены, оздоровительные лагеря по Казахстану и за рубежом. Культурно-познавательные смены для призеров игр организуются и проводятся регулярно в период зимних и летних каникул учащихся.

Награждение путевками в лагеря, ценные призы, дипломы – все это стимулирует детей к участию в интеллекуальных играх, помимо дополнительных знаний, тренировки ума, ребята получают хороший, полезный отдых. Пусть не все участники становятся призерами и получают дипломы, но 10-20 детям нашей области ежегодно предоставляется возможность выехать за пределы области и отдохнуть. Значит все остальные ребята участвуют не зря.

На основании вышеизложенного районным и городским координаторам следует обратить внимание на следующее:

1. внимательно знакомиться с инструкциями конкурса;

2. своевременно подавать заявки на участие;

3. тщательно проверять правильность заполнения бланков;

4. своеврменно и правильно сдавать материалы конкурса по его завершению;

5. оформлять конверты с бланками согласно требованиям.

Начальникам отделов образования акиматов районов, городов:

 - оказывать методистам, занимающимся интеллектуальными играми помощь при организации и проведении игр.

- совершенствовать педагогическое сопровождениеинтеллектуальных конкурсов, игр;

- принять дополнительные меры по созданию оптимальных условий для развития интеллектуальной одаренности среди учащихся, оказанию всестороннего содействия реализации их потенциальных возможностей.