Анализ интеллектуальной деятельности школьников Костанайской области за 2010-2011 учебный год

Выявление, обучение и развитие одаренных детей решает насущную задачу формирования творческого, интеллектуального потенциала нашего общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры и всего общества в целом.

           Одной из форм дополнительного образования, направленной на выявление, развитие и социальную поддержку одаренных детей, реализацию интеллектуально-творческих способностей школьников, обеспечение их всестороннего развития и образования, являются интеллектуальные игры.

           Интеллектуальные игры наряду с олимпиадами, научными соревнованиями учащихся являются одним из показателей формирования и развития у учащихся исследовательских, активных познавательных интересов.

Согласно плану работу Республиканского научно-практического центра «Дарын» в течение 2010-2011 учебного года проведены следующие интеллектуальные игры, конкурсы: республиканский интеллектуальный марафон «Ақ бота», международный интеллектуальный конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех», международная интеллектуальная игра-конкурс «Золотое руно», международный конкурс «Британский бульдог» и международный интеллектуальный конкурс «Кенгуру-математика для всех», республиканский конкурс «Кенгуру-лингвист».

27 октября 2010 года был проведен республиканский интеллектуальный марафон «Ақ бота» среди учащихся 3-10 классов по предметам: казахский, русский языки, математика, физика, биология, химия. В марафоне приняло участие 9 556 (в 2009 году – 8 780) учащихся из 359 общеобразовательных школ Костанайской области. В марафоне не принимали участие учащиеся Жангельдинского района и казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей.

Следует заметить, что в этом учебном году количествоучастниковзаметно повысилось (на 776 человек), что составляет 8,8 %. Однако результативность участия снизилась исоставила в текущем году 8,6 % -820 призеров, (в 2009 году 1238 призеров).

Учащиеся школ Ауликольского (1111 человек) района, г.Костаная (995), Житикаринского (899), Карабалыкского (831), Костанайского (777) районов, г. Рудный (745) постоянно принимают активное участие в данном интеллектуальном марафоне .

          В этом году для участия в данном интеллектуальном марафоне были заявлены учащиеся из всех регионов и специализированных школ области.

Из 21 регионов и специализированных учреждений образования, принявшихучастие в интеллектуальном марафоне, учащиеся школ-интернатов для одаренных детей «Озат» и имени Ы. Алтынсарина не заняли призовых мест. Низкий уровень результативности показали учащиеся школ г. Рудного0,2 % (2009 г.- 0,7%), Наурзумского района 1,2% (в 2009 г.- 16,8%), Узункольского района 1,6% (в 2009 г.- 10%), эти результаты ниже, чем в прошлом году.Высокую результативность участия показали учащиеся Житикаринского района – 176призеров из 899 (19,6 %), г.Лисаковска – 52 призеров из 286 (18,2%), г. Костаная – 156призеров из 995(15,7%), Карабалыкского района - 90 призеров из 831 (10,8 %).

По итогам интеллектуального марафона региональным научно-практическим центром «Қостанай дарыны» всем призерам были вручены дипломы.

Учащиеся старших и средних классов, набравшие максимальное количество баллов по итогам марафона, были награждены путевками в оздоровительный лагерь «Горное солнце» г. Алматы. Это: Хасенова Диана, учащаяся9 класса Майкольской средней школы Костанайского района; Есенгельдина Нурсулу, учащаяся 10 класса Крыловской средней школы Сарыкольского района; Жаппаспаева Нургуль, учащаяся 7 класса основной школы №13 городаКостаная; Испергенова Азиза, учащаяся 8 класса средней школы №3 Житикаринского района; Гусейнова Эльмира, учащаяся 7 класса основной школы №13 городаКостаная.

Также С16декабря по 20 декабря 2010 годареспубликанским научно-практическим центром была организована культурно-познавательная смена для призеров республиканского интеллектуального марафона «Ақ бота» в городе Санкт-Петербурге. Путевкой в г.Санкт-Петербург награждена Аманова Сауле, учащаяся 8 класса средней школы №3 Житикаринского района как призер интеллектуального марафона «Ак бота».

13 ноября 2010 годав рамках образовательного сотрудничества Казахстана с Россией, с целью привития интереса к русскому языку и науке о нем, выявления детей, одаренных в области языкознания, по инициативе РНПЦ «Дарын» в Республике Казахстан прошел конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех».

В Костанайской области приняло участие 8 391 школьников 2-11 классов из 322школ области, тогда как в прошлом году участвовало 6 182 школьников из 312 школ. Интерес у учащихся к данному конкурсу с каждым годом растет. В этом учебном году число участников увеличилось на 2 209 участников. Наибольшее количество участников наблюдается в г. Костанай (1220), Житикаринском районе (875), Карабалыкском районе (815),Аулиекольском районе (821),Костанайском районе (569),г.Рудный (711). Эти показатели намного превышают прошлогодние. Все они являются обладателями сертификатов. Всеми городами и районами, ШОДами были поданы заявки на участие в конкурсе, кроме Жангельдинского района.

 По результатам конкурса в области определено призера – 9,4% (1039 призеров - 16,8% - в 2009 г). Наиболее высокий показатель по результатам конкурса имеют участники Житикаринского района - 173 призера из 875 (19,8%), ШОД «Озат» 22 из 82 (26,8 %) г.Лисаковска - 57 из 330 (17,3 %), Карабалыкского района 105 из 815 (12,9%), г. Костанай – 131 из 1220 (10,7%). Не имеют призовых мест участники Алтынсаринского района. Невысокий показатель у участников Наурзумского района 2 из 221 (1%), Камыстинского района 3 из 158 (1,9%).

Призеры получили дипломы международной игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех». Также 10 учащихся (г.Костанай,

г.Рудный, Аулиекольский, Житикаринский, Карасуский, Костанайский, Денисовский, Сарыкольский, Тарановский районы), показавшие лучшие результаты по итогам вышеназванного интеллектуального игрового конкурса, награждены призами – иллюстрированными познавательными книгами.

Республиканский научно-практический центр «Дарын» совместно с Институтомпродуктивного обучения Российской Академии образования и BritishInstitutes с целью развития интереса к английскому языку, выявления детей, одаренных в области лингвистики,активизации внеклассной и внешкольной работы, повышения квалификации учителей английского языка 21 декабря2010 года третий год проводил конкурс «BritishBulldog» для учащихся 3-11 классов. В конкурсе приняли участие 1 796 (в прошлом учеб.году- 1 194) учащихся из 124 школ области.С каждым годом, число желающих участвовать в конкурсе растет. Если первый год, в конкурсе были представлены ребята из трех регионов, то в этом году в игре участвовали учащиеся из 16 регионов. По итогам конкурса определены 219 (в прошлом учеб.году – 193) призеров. Высокую результативность показали участники следующих регионов: ШОД имени Ы. Алтынсарина – 7 призеров из 19 участников (36,8 %), Житикаринский – 58 призеров из 277 участников (20,9 %), г. Костанай - 61 призер из 355 участников (18,2%), Костанайский – 23 призера из 168 участников (13,7 %). Все участники получили сертификаты. Призеры награждены дипломами международного конкурса «BritishBulldog».

          С целью развития патриотизма школьников на основе исторических ценностей Казахстана, воспитания личности гражданина, способного защитить интересы своей страны, развития их познавательных интересов по истории и культуре казахского народа, формирования навыков самостоятельной работы учащихся и умений применять накопленные знания Республиканский научно-практический центр «Дарын» провел VI республиканскую дистанционную олимпиаду по истории Казахстана «Тарих ата» для учащихся 5-11 классов.

          Олимпиада проводится в 2 тура Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов по итогам 1 тура приглашаются в г.Астану.

          По итогам І тура для участия в заключительном этапе олимпиады приглашенКостомаров Павел, ученик 10 класса средней школы №1 г. Рудного.

С целью углубления знаний школьников по математике и развития академической одаренности учащихся 17 марта 2011 года прошел международный интеллектуальный конкурс «Кенгуру-математика для всех», в котором приняло участие 2 403 учащихся 3-10 классов 200 школ Костанайской области (в 2010 году –3 718 учащийся), что на 1 315 учащихся меньше. Для повышения интереса учащихся к изучению иностранных языков, 18 марта 2011 года состоялась международная игра «Кенгуру-лингвист» (по английскому, немецкому, французскому языкам), в котором участвовало 635 ученика 3-11 классов (1 222- в 2010 году) из 78 школ области.

Эффективную работу по привлечению школьников к участию в конкурсах «Кенгуру-математика – для всех» и «Кенгуру-лингвист» провели отделы образования Житикаринского района (по математике - 394, по иностранным языкам - 139), городов Костанай (418-математика, 3-иностранные языки), Рудного (390, 139). Не приняли участие школьники Денисовского, Карабалыкского, Наурзумского, Федоровского районов, города Аркалыка и казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей.

          Победителями математического конкурса стали 208 учащихся (в 2010 году - 362). І место по области заняли 27 человек(в 2010 г. -8 победителей), II место заняли 77 человек (в 2010 г. - 93), III место – 104 (в 2010 г. -261). Победителями языкового конкурса стали 48 учащихся (в 2010 году - 121): 11 первых мест, 19 вторых мест, 18 третьих мест.Результаты прошлого года: 6 первых мест, 66 вторых мест, 49 третьих мест.

Хорошие результаты в интеллектуальной игре «Кенгуру-математик» показали участники из школы-интерната для одаренных детей «Озат» – 8 призеров из 28 участников (% качества – 28,6%), Житикаринского района – 95 призеров из 394 участников (% качества -24,1 %), Камыстинского района – 15 призеров из 119 участников (% качества -13,4%), Мендыкаринского района - 9 призеров из 76 участников (% качества -11,8%. Не заняли призовых мест участники конкурса из Жангельдинского, Тарановского районов и ШОД им. Ы.Алтынсарина.

В игровом конкурсе «Кенгуру-лингвист» лучший результат по количеству призовых мест занимают учащиеся ШОД им. Ы.Алтынсарина– 3 призера из 18 участников (% качества – 16,7%); Хорошие показатели у учащихся Карасуского района – 3 призера из 13 участников (% качества – 23,1%),Житикаринского района - 22 призера из 139 участников (% качества - 15,8%). Нет призеров среди участников игры из Мендыкаринского, Сарыкольского районов, г. Костаная, ШОД «Озат».

Учащиеся, показавшие лучшие результаты по итогам интеллектуальных игровых конкурсов «Кенгуру-математика для всех» «Кенгуру-лингвист» награждены путевками в культурно-познавательную смену в г.Астане: Бухарбаева Сабина, учащаяся 8 класса средней школы №3 г.Житикары, Клюшина Виктория, учащаяся 8 класса средней школы №3 г.Житикары, Зуев Владислав, учащийся 8 класса Затобольской школы-гимназии Костанайского района, Мырзабек Гульназ, учащаяся 8 класса обастной специализированной школы-интерната для одаренных детей «Озат».

Также путевкой в международный лагерь (Польша) награждена Куцепалова Екатерина, учащаяся 8 класса средней школы №4г. Рудного – победительница конкурса «Кенгуру-математика для всех».

В рамках укрепления образовательного сотрудничества Казахстана с Россией, а также в целях стимулирования исследовательской деятельности, развития умений по поиску и анализу информаций, формирования личного мнения, Республиканский научно-практический центр «Дарын» совместно с Российской Академией образования провел 18-21 февраля 2011 года среди организаций образования республики Международный игровой конкурс «Золотое руно».В конкурсе приняли участие 4 433 учащихся (в 2010 году – 4515учащихся) 3-11-х классов из 242 общеобразовательных и специализированных учреждений образования.

В конкурсе приняли участие школьники из 19 регионов области и образовательных учреждений для одаренных детей. Не приняли участие в конкурсеучащиеся Алтынсаринского, Жангельдинского, Камыстинского районов,казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных детей. В данном интеллектуальном конкурсе наблюдаетсястабильность участия.

Наибольшее количество учащихся приняло участие из г. Рудного – 660 (в 2010 г. - 528 человек),Карабалыкского района - 564 (в 2010 г. – 437 человек), Житикаринского района – 522 (в 2010 г. - 562 человек), г. Костаная – 407 (в 2010 г. - 282).Костанайскогорайона – 356 (в 2010 г. - 367). Эти регионы ежегодно принимают активное участие в данном конкурсе и показывают неплохие результаты.

Хотя по сравнению с прошлым годом, количествопризеров конкурса немного сократилось (368 человек, в 2010 году – 464 человек), число победителей увеличилось в три раза.92 человека заняли первые места (в 2010 году – 31 человек).

Наилучший результат по количеству призовых мест занимает школа-интернат для одаренных детей «Озат» - 7 призеров из 31 участников: 7 третьих мест (% качества составил – 22,6%), 56 призовых мест из 407 у учащихся г.Костаная: 17 первых мест, 18 вторых и 21 третьих (% качества – 13,7%), г.Лисаковск – 45 призеров из 209 участников: первых мест - 10, 16 вторых и 19 третьих мест (% качества составил – 21,5%). 19 призовых мест из 152 у учащихся Тарановского района: 3 первых мест, 8 вторых и 8 третьих (% качества – 12,5%). 20 призовых мест заняли учащиеся Федоровского района: 10 первых мест, 4 вторых и 6 третьих (% качества – 11,6%).

Не заняли призовых мест учащиеся школы-интерната для одаренных детей имени Ы. Алтынсарина. Учащиеся Карасуского района показали низкую результативность участияв данном конкурсе (1,8%).

Максимальный балл, который можно было набрать по итогам конкурса в этом году, составил 180-177 баллов. В число победителей вошли учащиеся из школ г.Рудного, г.Костаная, Аулиекольского, Костанайского, Федоровского, Карабалыкского, Узункольского районов. 

           Анализ итогов республиканских и международных интеллектуальных игр показал, что в этом учебном году наблюдалась положительная динамика участия в таких играх как «Ақ бота», «Русский медвежонок –языкознание для всех», «BritishBulldog». Лишь в играх-конкурсах «Кенгуру-математика» и «Кенгуру-лингвист» количество участников в этом году сократилось. Это связано с загруженностью как учащихся так и учителей в конце учебного года и совпадением времени проведения нескольких мероприятий. Хотелось бы, чтобы в интеллектуальных играх, конкурсах участвовали все желающие, не было ограничений в связи с успеваемостью детей. У участников интеллектуальных конкурсов есть стимул, так как призеры ежегодно награждаются путевками в культурно-познавательные смены, оздоровительные лагеря по Казахстану и за рубежом. Отделам образования акиматов районов, городов необходимо совершенствовать педагогическое сопровождениеинтеллектуальных конкурсов, игр; подготовки к ним, принять дополнительные меры по созданию оптимальных условий для развития интеллектуальной одаренности среди учащихся, оказанию всестороннего содействия реализации их потенциальных возможностей.